17 января 2018 года

Губернатор Саратовской области Валерий Радаев призвал руководителей работающих в регионе оборонных предприятий минимизировать зависимость от гособоронзаказа. Такое заявление он сделал на встрече с руководителями промышленных предприятий Ленинского района. По его словам, к 2025 году как минимум половина выпускаемой ими продукции должна иметь гражданское назначение. Эксперты убеждены, что оборонные предприятия действительно должны наращивать объемы гражданской продукции, но говорят, что в этом случае они попадут в более жесткие конкурентные условия, чем были до этого.

 

Уже в 2018 году доля гражданской продукции в общем объеме производства оборонных предприятий Саратовской области должна приблизиться к 40%, а к 2025 году этот показатель должен достичь 50%. Как пояснил на вчерашней встрече с руководителями промышленных предприятий Ленинского района Саратова губернатор Валерий Радаев, это позволит значительно сократить зависимость от оборонзаказа.

При этом ГОЗ в регионе выполняется с превышением плана. Так, в декабре прошлого года министр промышленности и энергетики области Андрей Куликов утверждал, что оборонзаказ выполнен на 107,2% от уровня 2016 года, а в 2018 году запланировано увеличение заказа еще на 2–3%.

 

Эксперты и участники рынка хотя и убеждены в необходимости наращивать объемы гражданской продукции, сомневаются, что это можно сделать административным решением.

 

Гендиректор ОАО «СЭЗ им. Серго Орджоникидзе» Дмитрий Ханенко говорит, что, с точки зрения бизнеса, «иметь две ноги, на которых стоишь — идеальное состояние». По его словам, спорить с тем, что оборонным предприятиям необходимо развивать «гражданские» направления, бессмысленно. «Гособоронзаказ — хороший стабильный источник дохода, который, с другой стороны, зависит от состояния бюджета и потребностей собственно армии. Нельзя выпускать оборонную продукцию впрок и складывать ее на хранение, поэтому нужно сосредоточиваться на „гражданских“ направлениях», — говорит господин Ханенко. При этом, по его словам, есть «определенные моменты», которые мешают просто реализовать желания власти. «Для того чтобы что-то сделать, бизнес должен сначала вложиться, нужны деньги. Сами рынки должны быть готовы, чтобы на них зашли новые игроки, наши компании находятся в неравных конкурентных условиях с иностранными, сроки реализации нового проекта растянуты на время от двух до пяти лет. К тому же налоговое бремя не позволяет делать долгосрочные вложения», — говорит директор предприятия, отмечая, что в условиях общероссийской стагнации экономики довольно сложно продемонстрировать модернизацию и освоение новых производств. При этом он соглашается, что в направлении расширения перечня гражданской продукции «двигаться нужно и другого пути нет».

 

 

Сергей Петунин

17.01.2018

( в сокращении)

вернуться назад