Отечественная промышленность – как прекратить бег в темноте.
О вызовах времени
Проблемы у российских предприятий, в том числе, и относящихся к ОПК, едины. Если брать последние 20-30 лет, то востребованность отечественной продукции была довольно низкой по причине ее небольшой конкурентоспособности.
Технологическое оснащение предприятий было слабым, сам технологический уклад – сравнительно отсталым. Требовались информатизация, автоматизация процесса управления производством, повышение производительности труда до мировых стандартов. Поэтому потребители смотрели в сторону иностранных поставщиков, а государство до поры до времени никак не реагировало.
Сама промышленность в это время находилась в стадии выживания. Требовалось заставить существующие с советских времен предприятия адаптироваться, сохранить ключевые компетенции, укрепиться и ждать того часа, когда они будут востребованы. Опасность этого состояния заключается в том, что когда вы выбираете стратегию выживания и находитесь в ней достаточно долго, резко прейти к созидательному труду очень сложно.
Поэтому речь не шла о том, чтобы делать заводы современными. Оборудование и технологии на них настолько устарели или уже просто не существовали, что производственникам приходилось хоть как-то закрывать дыры. Предприятия, дожившие до сегодняшнего дня, пережили несколько таких кризисов.
Такое положение никак не соответствовало задачам государства, которое отстаивало свои национальные интересы, позиционировало себя как лидер мировой экономики и полагало, что может быть более-менее автономно в части обеспечения себя промышленной продукцией хотя бы по ключевым стратегическим направлениям.
И вот уже третий год Россия пытается сократить этот разрыв. Потребовалось огромное количество не только продукции ВПК, но и ключевых компетенций и продуктов, без которых государство существовать не может.
Это машины, станки, всевозможные средства производства, и стратегические продукты, без которых очень сложно обеспечить функционирование государства. Это, не в последнюю очередь, железнодорожный транспорт, авиация, которая в значительной степени была построена на комплектующих иностранного производства.
Естественно, государство ждет от промышленности ускорения, но одномоментно это осуществить сложно. Попробую объяснить это таким образом: вы больной, у вас сломанная нога, вы лежите на печи ночью. И вдруг вас палкой кто-то будит и говорит — срочно бегите. Ну и бежим, естественно, хромаем.
О гражданской авиации и SSJ-100
Помните историю с «Суперджетом», когда он на 80% стоял из комплектующих иностранного производства? Рассчитывали, что мы будем работать в международной кооперации и продавать самолет на международный рынок. А по условиям работы на этом рынке мы должны были использовать, в том числе, и технологии, и продукты иностранного производства.
Но этот самолёт на международный рынок не пошёл. Нужно было его адаптировать под российские рынки. Было несколько волн импортозамещения. Оно длится, кстати говоря, до сих пор. Разработка современного самолёта занимает десятилетия. И не только в России.
Похожая ситуация была и в других отраслях. И в тот момент, когда вспомнили о том, что у нас есть производство, а без него не получится обеспечить защиту национальных интересов, власти осознали, что без сильной промышленности это невозможно.
Надо отдать должное государству, оно оказало определённое содействие. Было разработано несколько программ поддержки промышленных предприятий, выделены субсидии на техническое перевооружение, оснащение, подготовку кадров.
Я считаю, что необходимо идти от задачи. То есть, если государство ставит перед собой амбициозные цели, то нужно смотреть, что требуется для их достижения. И обеспечить это надо не на 50, 70, 90 процентов, а полностью.
О промышленности и банках
Финансовая система на сегодняшний день отделена от отрасли реальной экономики и живет в своем собственном мире.
Процентная ставка запредельная. Я просто не знаю видов деятельности, которые позволяли бы в доход включать такую процентную ставку и ещё обеспечить необходимую прибыль. Те, кто берет эти кредиты, подвергают свои предприятия неоправданным рискам, и это чревато серьезными последствиями.
Может начаться череда банкротств, невозможность исполнять финансовые обязательства. А всё потому, что финансовый рынок на сегодняшний день отделен от реального сектора экономики, который что-то производит, формирует добавочную стоимость и наполняет нашу экономику продуктами.
Я воспользуюсь цитатой главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, хотя она мой оппонент по большому счету. Но зато она дает точную оценку ситуации, в которой мы находимся.
Она звучит так: «Экстенсивно расти промышленность уже не может, рост может быть обеспечен только за счет производительности труда, а производительность труда — это технологии, доступ к которым сегодня очень сильно затруднен».
Сюда нужно прибавить и финансовые ресурсы, потому что все технологии приобретаются за деньги. А денег на сегодняшний день недостаточно под те задачи, которые стоят перед промышленностью.
Авиастроение и национальная безопасность
Отечественное самолетостроение, неважно – военное или гражданское, должно быть национальным, без использования каких бы то ни было иностранных комплектующих технологий или компетенций — это вопрос национальной безопасности.
Сегодня заказов у предприятий больше, чем они в состоянии их выполнить. Впервые за многие десятилетия мы имеем план до 2030 года. Все расписано по годам, понятно, какая продукция будет выпускаться, в каких объемах, в каких количествах.
Другое дело, что конкретно нужно промышленности для выполнения заказа. Это, прежде всего, стабильная налоговая система, которая не меняется, потому что все расчеты закладываются в долгосрочное планирование. Система должна быть неизменна, стабильна. Тогда мы можем на нее полагаться.
Программа развития авиационной отрасли была всегда, только она всё время пересматривалась. Сегодня же планы настолько амбициозны, что вкладываясь в её реализацию, мы не можем себе позволить финансовые показатели пересматривать.
Опять же, подготовка кадров, численность предприятий, закупка необходимого оборудования, строительство новых корпусов. Это длительные, дорогостоящие инвестиции, которые окупятся очень не скоро. Поэтому еще одним важным фактором успешности реализации программы является неизменность планов, которые определены для нас государством.
Импортозамещение и техническое перевооружение
Если сроки поставки приемлемы, мы берем российское оборудование. Но сегодня и оно в дефиците, потому что другие предприятия тоже решают проблему масштабирования производства.
Зачастую сроки поставки отечественного оборудования даже выше, чем иностранного. А задачу мне нужно решать сегодня. Конечно, сначала мы смотрим на российский рынок, потому что здесь нормальные рублевые взаиморасчеты, без всяких экзотических форм.
Но возможности отечественной промышленности сегодня ограничены. Понимаете, если вас поставят в очередь и к 2030 году пришлют станок, наверное, это никого не устроит.
Альтернативой российскому рынку остается китайский. Поставки в Китае более-менее отлажены, логистика тоже, у каждого предприятия есть своя система выстраивания взаиморасчетов. Каждый прошел эту дорогу, это сложно, но возможно, даже с учетом всевозможных санкций.
Наконец, есть еще так называемый параллельный импорт. Риски там выше, оборудование может застрять на чьей-нибудь таможне, могут быть затруднены платежи. И здесь нужно соотносить, стоит оно того, или все-таки нужно полагаться на более простые, но доступные технологии с наименьшими рисками.
Про заимствование технологий
Это нормальный, естественный процесс, он есть и будет всегда, поэтому наверное, изобретать велосипед не нужно. Нужно находить иностранных партнеров, которые готовы делиться технологиями. Нужно искать взаимный интерес сторон. Мы, получая доступ к передовым или современным или не самым отсталым технологиям, можем строить свое развитие, отталкиваясь уже от достигнутого.
Ничего зазорного я вообще в этом не вижу. Нужно с карандашом в руках, опираясь на чисто экономические расчеты, национальные интересы, перспективу дружеских взаимоотношений и на то, что мы не рассоримся потом через какое-то время, использовать эти достижения.
Самое главное — не попадать в тотальную зависимость от иностранных поставщиков технологий, потому что там тоже есть бизнес, они заходят на ваш рынок и получают все, захватывая его. Иногда даже даром предоставляют технологии, а потом поднимают цены, понимая, что вы уже попались и находитесь в зависимости. Так действует любой бизнес, не только китайский.
О кадровом вопросе
Это очень больная тема, которую невозможно решить без вмешательства государства. Если приоритетом сегодня считается подъём промышленности, то должны быть созданы все условия. Неужели в 140-миллионной стране кадров недостаточно для того, чтобы обеспечить нужды производства?
Если взять отдельную Саратовскую область, то формально выпускаемое количество инженеров и специалистов со средним техническим образованием полностью закрывает потребность региона. Вопрос в том, что эти люди куда-то исчезают. Они получают образование и свои дипломы, но уходят работать в другие места. И это не только переезд в другие регионы, но и работа курьерами, на маркетплейсах и прочее. Как с этим бороться, если промышленность не может участвовать в гонке зарплат?
При этом исполнение гособоронзаказа для промышленности обязательно даже при отсутствии денег — предприятие, подписавшее контракт, обязано его выполнить. Сегодня в системе исполнения ГОЗ работают не только непосредственные подрядчики, но и поставщики материалов, комплектующих. Даже энергоснабжающие организации на сегодняшний день встраиваются потихоньку в систему. Отключить свет у стратегического предприятия они уже не могут.
Единственные, кто не участвует в этой системе – это образовательные организации, готовящие кадры. Они оказывают содействие, помогают, но соисполнителями государственного оборонного заказа они не являются.
Я, как руководитель, должен после получения соответствующего заказа посчитать количество выпускаемой продукции, исчислить трудоёмкость, в этой трудоёмкости посчитать количество необходимых специалистов и весь этот список передать — куда? По идее, в правительство и в Министерство образования. И дальше они должны также безусловно обеспечить меня кадрами.
Если бы я работал в другой нише и свое развитие планировал сам, то проблема подготовки кадров была бы исключительно моей. Но если государство определяет для нас задачи и спускает их сверху, нужно в это встраивать и всех остальных участников процесса.
Рынок труда не должен быть перегрет. Как Центробанк регулирует инфляцию, повышая процентную ставку, точно так же государство должно влиять на рынок труда, чтобы сдерживать эскалацию зарплат. Потому что я не могу вкладывать эти зарплатные издержки в конечную цену продукции – ценообразование регулируется государством, и оно мне определяет масштаб эскалации цен по отношению к прошлому году. Как хочешь, так и укладывайся.
И в этом есть некая несправедливость. Все вузы и колледжи финансируются из бюджета, а потому давно пора учитывать в KPI их руководителей количество выпускников, работающих по специальности.
О технопарках и судьбе «Тантала»
Западный опыт говорит о том, что не существует универсальных предприятий, на которых можно делать и то, и это. Нельзя создать какую-нибудь абстрактную промзону, а потом думать, что там выпускать. Проектируют завод под конкретный продукт, под определённый объём выпускаемой продукции, под рынок и под жизненный цикл тех изделий, которые планируются к выпуску.
Поэтому говорить о том, что был такой завод «Тантал», давайте теперь там, на остатках его оборудования чего-нибудь поделаем и кому-то это продадим, наверное, невозможно.
Промышленный актив – это даже не здание, не остатки оборудования, а, в первую очередь, возможность подключения к электричеству и воде. Там должны быть очистные сооружения, газ со всеми необходимыми лимитами. Только тогда запустить производство возможно.
А если вам предлагают просто площадку, где разобрали все лимиты по газу, по электроэнергии, кому это нужно? Все масштабные предприятия, они энергозатратные. Потребуется устойчивое обеспечение той же электроэнергии по первой категории из двух источников, чтобы обеспечение было круглосуточным, надежным и непрерывный производственный процесс был стабилен.
Если говорить об индустриальных парках, то создание универсального опять-таки невозможно. Когда вы не понимаете специализацию, очень сложно что-то спланировать. Не делается промышленная площадка, скажем так, про запас. Она делается под конкретный проект.
Старые площадки нужно запускать. Только надо определиться, что там будет – швейное производство, производство пищевых продуктов, или химическая промышленность. Надо изначально понимать эту специализацию. А просто огородить забором, выровнять площадку и подвести туда провода, этого очень мало.
Я считаю, что государство должно направлять ресурсы и стимулировать, в первую очередь, точки роста. Там, где возникает некая деловая активность, где зарождаются производства – вот туда и нужно прикладывать усилия.